Ата-ана бақылауы дегеніміз не? Что такое родительский контроль? » Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа №2" акимата г.Усть-Каменогорска
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы
Өскемен қаласы бойынша білім бөлімінің
«№2 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7 (7232) 61-27-02
Есепші:
+7 (7232) 61-25-88
Нашар көрушілер
нұсқасы
09
қаңтар
2024

Ата-ана бақылауы дегеніміз не? Что такое родительский контроль?

Что такое родительский контроль?

Родительский контроль — это названия группы настроек, которые позволяют контролировать родителям, какой контент может видеть ребенок. В сочетании с настройками конфиденциальности они могут помочь защитить своих детей от неприемлемого контента, онлайн-груминга, киберзапугивания и другихвозможных рисков.

Необходимо помнить, что настройки родительского контроля — это только часть онлайн-безопасности. Важно вести с детьми регулярные разговоры об их онлайн-жизничтобы оставаться в курсе любых возникающих вопросов.

Нужно научить ребенка таким навыкам, как критическое мышление и устойчивость, чтобы он знал, что делать, если он столкнется с риском. Всегда поощрять детей говорить с родителями обо всем, что их расстраивает в Интернете, чтобы избежать негативного воздействия на их здоровье и безопасность.

Статистика показывает, что более девяти из десяти родителей детей 5–15 лет, использующих программное обеспечение для родительского контроля, считают его полезным. 

65% молодых людей в возрасте 11-16 лет выступают за контроль.

15% подростков говорят, что родительский контроль и ограничения следует снимать только по достижении 18-летнего возраста.

Родительский контроль и настройки конфиденциальности - полезные инструменты, помогающие минимизировать риски, с которыми могут столкнуться ваши дети.

Согласно итогам социологического исследования 2023 года по определению Правовой грамотности и защищенности детей отмечается, проведенного Комитетом по охране прав детей МП РК:

  • высокая включенность учителей (90%) и родителей (92,2%) в процесс информирования в правилах безопасного поведения в интернете и запрещенных контентах для распространения в социальных сетях; 
  • дети сами определили свой уровень знаний в области интернет безопасности, как высокий (92,2% осведомлены в этой теме);
  • 85,3% опрошенных отметили активность школы в целенаправленном проведении уроков безопасности в интернете.

Однако, 20,2% родителей полностью доверяют своему ребенку, считая, что он сам знает, какая информация является запрещенной. 

И лишь 17,6% родителей установили инструменты блокировки запрещенных материалов, фильтрации вредного и незаконного контента из интернета (используется «родительский контроль»).

Кроме того, учитывая актуальность вопроса информационной безопасности детей, Комитетом совместно с ЮНИСЕФ в 2023 году в целях выявления уровня цифровой грамотности детей в Казахстане и использования данных исследования для стратегического планирования и реализации мероприятий, направленных на защиту детей в интернете и прав детей в цифровой среде, а также совершенствованию казахстанского законодательства в этой области, проведено социологическое исследование «Kazakhstan Kids Online. Цифровая жизнь детей в Казахстане». 

Исследование «Kazakhstan Kids Online» проводилось с участием 1201 ребенка в возрасте от 9 до 17 лет и 1200 родителей/опекунов этих детей во всех регионах Казахстана, а также с использованием персональных интервью через Интернет с 300 учителями.

В общую выборку детей вошли:

• 50,4% девочек и 49,6% мальчиков 

• 25,1%: 9-10 лет; 24,6%: 10-11 лет 

• 22,6%: 13-14 лет; и 27,6%: 15-17 лет 

• 53,1% говорящих на казахском языке, 43,9% говорящих на русском языке и 3% говорящих на других языках.

Каждый второй ребенок (49,7%) полностью согласен, что знает толк в использовании Интернета и смартфонов.

Более трети (35,1%) считают, что Интернет отнимает слишком много времени.

Семь из десяти детей смотрят ролики онлайн постоянно (13,9%).

Трое из пяти (59,7%) детей, включенных в исследование, использовали Интернет для учебы или школьных занятий как минимум ежедневно.

В общей сложности 4,2% детей сообщили, что разговаривали с незнакомцами старше 18 лет один или два раза.

Детский опыт рисков и вреда в Интернете

В общей сложности каждый десятый (10,6%) полностью согласен, что в Интернете есть вещи, которые расстраивают или беспокоят их или их сверстников. Абсолютно треть (33,4%) не согласны с этим утверждением.

Чуть более одного из десяти (11,1%) детей когда-либо отправляли свою личную фотографию или видео кому-то, кого они не знали лично. 

Эти данные свидетельствуют о том, что, хотя дети в некоторой степени рискуют при онлайн-общении, большинство детей избегают этих действий.

Четверть детей, сообщивших о своем неприятном опыте, никому об этом не рассказала, а из тех, кто с кем-то поговорил, чуть менее трети (31,5%) поговорили с друзьями или сверстниками. Положительным моментом является то, что каждый четвертый (24,1%) рассказал своим родителям или опекунам о своем опыте, хотя дети младшего возраста значительно чаще, чем дети старшего возраста, разговаривали со своими родителями. Примечательно, что девочки значительно чаще, чем мальчики, разговаривали со своими родителями (26,9% по сравнению с 20,9% мальчиков).

Чуть больше одного из десяти мальчиков (12,4%) за последний год лично встретили кого-то, с кем они впервые встретились в Интернете.

И каждая десятая девушка (10,1%) за последний год лично встречалась с кем-то, с кем впервые познакомилась в Интернете.

7,4% детей видели в сети сексуальные изображения хотя бы раз в месяц или чаще за последний год.

15,1% детей видели в Интернете контент, посвященный расстройствам пищевого поведения.

14,1% видели изображения или видео, содержащие насилие.

1,2% подвергались сообщениям, содержащим разжигание ненависти.

2% искали контент, касающийся физического членовредительства (например, порезы или членовредительство).

1,7% искал контент, связанный с самоубийством.

Опыт и подверженность сексуальным рискам в Интернете

11,7% или 139 детей сообщили, что видели сексуальные изображения, видео или другой контент, отправленный другу, за последний год.

7,1%, или 86 из 1201 опрошенного ребенка, за последний год получали сообщения сексуального характера.

19 детям (или 3% опрошенных) предлагались деньги или подарки в обмен на их сексуальные фотографии или видео. 

2,4% (или 15 детей) за последний год предлагали деньги или подарки, чтобы они встретились лично и совершили что-то сексуальное.

1,8% детей (или 11 детей) подвергались угрозам или шантажу с целью вступить в сексуальные отношения с кем-то за последний год. 

Хотя эти цифры очень малы, они являются лишь первым отражением того, что с такими формами насилия и эксплуатации онлайн сталкиваются дети в Казахстане.

Опыт и воздействие кибербуллинга 

Подверженность кибербуллингу, как правило, чаще встречается среди всех форм киберзапугивания среди девочек, чем среди мальчиков

Почти в два раза больше девочек, чем мальчиков, сообщили, что видели, как кому-то отправляли неприятные или оскорбительные сообщения (34,5% девочек по сравнению с 18,1% мальчиков), в то время как такое же количество девочек по сравнению с мальчиками сообщили, что были свидетелями того, как кто-то распространял ложные слухи о других, игнорируя или исключая кого-то, или угрожая.

52,1% детей, ставших свидетелями кибербуллинга в Интернете за последний год, никому не рассказали об увиденном. 

26,6% детей, подвергшихся издевательствам, никому не рассказали о своем опыте, хотя двое из пяти (40,8%) рассказали своим друзьям об инциденте(ах).

Опыт рисков конфиденциальности

27,1% заявили, что их родители или опекуны размещали информацию о них – в виде сообщений, изображений или видео – не спрашивая.

8,5% детей сказали, что учителя размещали информацию о них в Интернете.

13% заявили, что просили родителей удалить что-то, что они публиковали о них (ребенке) за последнее время.

Интернет-медиация 

15,4% детей сообщают, что их родители никогда не предлагали способы безопасного использования Интернета 

16,2% сообщают, что родители никогда или почти никогда не поощряют их исследовать и изучать Интернет, 12,1% узнать что-то новое онлайн.

33,1% сообщили, что часто помогали своим родителям или опекунам делать в Интернете то, что им было трудно сделать.

Хотя меньшинство родителей используют доступные им технические инструменты для ограничения и контроля использования Интернета своими детьми, значительно больше родителей активно следят за тем, что их ребенок делает в Интернете. 

Двое из пяти (40,4%) иногда, еще 17,9% часто и 6,8% очень часто проверяют, каких друзей или контактов их ребенок добавляет в аккаунт социальной сети или мессенджера. 

Последние показатели заставляются задуматься.

Как установить родительский контроль?

Многие родители не хотят использовать элементы управления и настройки, поскольку думают, что их будет сложно настроить или использовать. 

Необходимо только воспользоваться любым из приложений по родительскому контролю используя возможности PLAY MARKET или APP STORE.

Приложение 2


Родительский чат-бот размещен на сайте НАО «Национальный институт гармоничного развития человека» – https://orken-instituty.kz/ru. Это своего рода интернет-гид, сопровождающий пользователей, с помощью которого можно легко и быстро найти интересующую информацию, а также ознакомиться с материалами, посвященными психолого-педагогическим аспектам семейного воспитания, детско-родительским взаимоотношениям, сотрудничеству семьи и школы и т. д.

В чате представлены 9 категорий тем, каждая из которых содержит 10-15 вопросов и соответствующее количество ответов.

Теперь любой родитель, зайдя в чат, сможет получить исчерпывающую информацию о том, как реально улучшить отношения с детьми, стать для них не просто близким человеком, а настоящим другом, заботливым и мудрым наставником.